?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Лабиринты Ехо (2)

В конце августа дочитала наконец «Лабиринты Ехо» Макса Фрая.
О своих недавних ощущениях от этого цикла я писала здесь.
С тех пор ситуация несколько изменилась.

Сейчас я уже не готова назвать «Лабиринты» легким и развлекательным чтивом, хотя легкость изложения и развлекательный фон никуда не делись. Персонажи все так же хохмят и проводят каждую свободную минутку за едой, а события тем временем становятся все любопытнее и любопытнее.

* * * * *
…Хотя совсем не то и не о том хотела я написать, когда собиралась с мыслями. В голове крутилось несколько критических заметок в адрес автора, и они казались мне главными.

Хотелось покритиковать то, как развиваются события в «Лабиринтах», как построены части этого цикла. Мне казалось, что романы плохо связаны между собой и не представляют чего-то цельного. В том смысле, что мало просто рассказывать из раза в раз об одних и тех же персонажах, чтобы разные произведения стали циклом, нужно объединить их единой мыслью, которую я долго не могла нащупать.

А когда нащупала, она показалась мне недостаточно равномерно натянутой. В одних главах она провисала и пропадала из виду, в других натягивалась до звона, грозя лопнуть прямо на глазах.

Мне не хватило четко выстроенной традиционной структуры: завязка-кульминация-развязка. В некоторых романах (с моей точки зрения) кульминации не было в принципе, а в некоторых (что, наверное, позволительно для цикла) кульминация относилась не к конкретному роману, а сразу ко всему циклу.

Я не говорю о том, что в какой-то момент (где-то на четвертой из восьми книг) подустала от однообразных шуток персонажей, от предсказуемой манеры поведения и очевидных авторских штампов.

Но! При этом я ни секунды не думала о том, чтобы закрыть все эти «неудачные» книги и почитать что-нибудь более достойное звания высокой литературы. То есть критика была отдельно, а «Лабиринты Ехо» – отдельно. Такой вот парадокс, да.

* * * * *
Особое внимание привлекли два романа (две повести, две главы?): «Книга огненных страниц» (из книги «Болтливый мертвец») и «Тихий город» (из книги «Лабиринты Мёнина»).

«Книга огненных страниц» – тем, что она органично вписывалась в мое традиционное представление о том, как должен развиваться сюжет. Как у читателя с высшим филологическим образованием у меня не нашлось бы никаких возражений, если бы цикл завершился именно этой главой. Да, это противоречило бы всем предыдущим главам, но почему бы и нет? Это было бы интересно.

То, что главного героя целым и невредимым вернули в привычную реальность, меня даже несколько разочаровало. Внутренне я была готова к тому, что точку нужно поставить здесь и нигде больше. Видимо, я все-таки больший пессимист, чем предполагала.

«Тихий город» – тем, что он наконец-то расставил по местам все детали предыдущих романов, оформил в слова все намеки и недоговоренности. И не то чтобы я сама не могла это додумать, нет. Просто мои выводы – это одно, а выводы автора – это другое. Всегда интересно понять, что же имел в виду человек, в голове которого родился целый мир, да еще такой необычный, непохожий на наш.

Конечно, заключения автора – это всего лишь один слой реальности, под которым могут скрываться еще десятки слоев. То есть один роман не может полноценно подвести итоги всего цикла, все равно что-то останется за кадром. Но уже тот факт, что именно эти заключения, итоги, выводы оказались на поверхности, – очень любопытен, это тоже может оказаться символом, знаком, намеком.

* * * * *
Вообще меня постоянно преследовала мысль, что автор сам плохо понимал, когда именно он закончит повествование. До сих пор я считаю, что автор живет и пишет «одним днем»: вот пришла ему мысль, которую можно оформить в целое произведение, и он пишет очередной роман. Но при этом сам не знает, чем этот роман завершится, станет ли он заключительным или вскоре у него появится продолжение.

Я не говорю, что это плохо. Я просто констатирую факт (ага, беру и констатирую, как это делал сэр Макс в романе).

* * * * *
Как-то я уже писала о том, что есть книги, которые мне нравятся, и поэтому мне постоянно хочется растянуть их, добавить в них страниц. Не дописать за автора, а просто волшебным образом добавить для увеличения объема, чтобы можно было читать на день или на месяц больше, чтобы книга не кончалась.

В случае с «Лабиринтами Ехо» этого не произошло. Восьми книг цикла мне вполне хватило. И даже порой крутилась мысль, что, наверное, уже перебор, можно и остановиться. Но это был такой своеобразный перебор, который не вызывал ни скуки, ни усталости, а только чувство насыщения.

Сейчас, когда прошло уже около недели с тех пор, как я завершила цикл и даже прочитала книгу другого автора, мне кажется, что Макс Фрай сумел сделать невозможное. Он создал некий виртуальный мир, который постепенно заглатывает читателя, особенно если тот не сопротивляется. Живой мир, как, например, Черхавла («Сладкие грезы Гравви» из книги «Наваждения»).

Это погружение в выдуманный мир и дает одновременно то чувство насыщения, и то любопытство, о которых я писала. Как и обычный мир (обычная жизнь), он вызывает смешанные неосознанные эмоции: с одной стороны – «все, я сыт этим по горло!», с другой стороны – «а что же там дальше?».

Мне кажется (да, в связи с «Лабиринтами Ехо» мне постоянно что-то кажется, это не случайная, а вполне оправданная тавтология), что одна из стен моей квартиры за три летних месяца, которые я провела в компании сэра Макса, стала менее реальной, способной при желании привести меня то ли в Дом у моста, то ли сразу в Хумгат.

* * * * *
«Лабиринты Ехо» для меня почему-то стоят в одном ряду с «Властелином колец» Толкиена и «Хрониками Амбера» Желязны.

Правда, Толкиена я не читала уже лет пятнадцать, наверное (десять наверняка), и руководствуюсь сейчас больше своими воспоминаниями о трилогии, чем самой трилогией. И совершенно явственно отдаю себе отчет в том, что Толкиен и Фрай – это все-таки совсем не одно и то же. Просто мне (субъективно) удобно держать их в мысленном книжном шкафу на одной полке.

Желязны я перечитывала неоднократно и в последнее время. Трудно назвать точные даты, но лет пять назад, пожалуй, возвращалась к нему. И здесь тоже нет явных параллелей и пересечений с Фраем. Наоборот, в отличие от Фрая, Желязны заранее выстроил сюжет, по которому читатель последовательно и равномерно следует из точки А в точку В.

Сразу оговорюсь, что мои мысли о том, что Фрай не выстроил сюжет «Лабиринтов Ехо» заранее, – это всего лишь мои мысли, и ничего более. Это мое сугубо читательское мнение, которое никто не обязан разделять. Но и расстаться с ним я тоже пока не готова.

В моем виртуальном книжном шкафу Желязны стоит все на той же полке, что и Толкиен с Фраем. Из менее художественного я бы добавила туда «Мир тропы» Андреева, но это вообще отдельная история.

К счастью, книжная полка (хоть реальная, хоть придуманная) – это место, которое можно изменить буквально одним движением руки. Сегодня на ней стоят одни томики, завтра другие. Сегодня – в одной последовательности, завтра – в другой.

Понятно, что сейчас я пишу о своей сиюминутной книжной полке, которая через год и даже через месяц может оказаться заполнена совсем другими авторами. И так же понятно, что это – не единственная полка в моей библиотеке. Просто так получилось (случайно, а как же), что этим летом мое внимание было приковано к ней.

* * * * *
Чем мне нравится эта книжная полка, так это тем, что она не догматична. В ней нет раз и навсегда сделанных выводов и рекомендаций. Есть просто разные версии событий, которые можно воспринимать как развлекательные приключения, а можно попытаться заглянуть между строк.

И особая прелесть заключается в том, что никто никогда не может заранее узнать, что именно он увидит между этими строчками. Это – как река, в которую нельзя вступить дважды.

У авторов нет готовых ответов, как у нас нет готовых вопросов. Все зыбко и неопределенно, мобильно и переменчиво, и это очень и очень интересно.

Любые догматы (к какой бы религии они ни относились) стабильны и неколебимы, они категоричны в своей истине, их аксиомы не требуют доказательств, и мне кажется, что это – одно из свидетельств их слабости и недостоверности. Ну, или недостаточной силы и неполной достоверности.

Гибкость подхода авторов фантастики и фэнтези мне близка тем, что она включает собственные мозги, заставляет думать и искать ответы. Где-то соглашаться с авторами, где-то спорить с ними, где-то брать тайм-аут на размышления.

И авторы, и я – простые люди, мы не знаем истины и, вероятно, никогда не узнаем (разве что какие-то кусочки и обрывки, маленькие и разрозненные). Это вызывает массу эмоций, и это труднее, чем просто довериться догматам и тем, кто их трактует (тоже, кстати, простым людям). Впрочем, это уже не про Макса Фрая с его «Лабиринтами Ехо»…

Теги:

Comments

( Уже сказали 8 — Хочу сказать )
eternity_scout
Sep. 2nd, 2012 09:05 am (UTC)
ну что ж )

вот и вы дочитали эти книжки )

Знаете, в тезисах религий и догматов. По большому счету, есть только один универсальный догмат - "Я Есмь!"

- "А ты - это кто", спрашивает голос, и этот вопрос повергает отвечавшего в коридор между мирами. И на вопрос надо отвечать уже здесь...

Все остальные известные и неизвестные нам религии - не более чем способы подготовки к этим ответам и вопросам. Примерно как диеты, что ли.

suhova_elena
Sep. 2nd, 2012 03:10 pm (UTC)
Да, вот и дочитала ))) И не жалею.
Что касается религии и догматов, то я не готова пока к серьезным выводам,
только понемножку пытаюсь что-то понять, руководствуясь скудным жизненным опытом.
eternity_scout
Sep. 2nd, 2012 03:21 pm (UTC)
а я их три раза прочитал ) В разные годы, конечно )
suhova_elena
Sep. 2nd, 2012 03:36 pm (UTC)
Я полагаю, что в первый раз прочитала только первые книги цикла,
так что целиком, получается, я его только сейчас прочитала.
Во всяком случае мне теперь так кажется )))
А вообще уже не первый раз ловлю себя на мысли,
что хочется почти каждую прочитанную книгу перечитать хотя бы повторно.
otolm
Sep. 3rd, 2012 02:19 pm (UTC)
Вы пока что прочитали только "канон", базовую часть? :)
Там ведь ещё отдельные истории есть про спутников сэра Макса, "зелёная серия". Она мне даже больше нравится, чем первые 8 книг. Писал более зрелый автор, идеи поглубже, правда, страшно бывает...
suhova_elena
Sep. 4th, 2012 04:28 am (UTC)
Даже не знаю ))) Видимо, только базовую часть.
Про отдельные истории слышала, но пока решила сделать перерыв.
Отложу на какое-то время, а пока что-нибудь другое почитаю.
otolm
Sep. 4th, 2012 05:00 am (UTC)
Они более уютные получились. :)
Вот названия: http://flibusta.net/s/2276
suhova_elena
Sep. 4th, 2012 05:56 am (UTC)
О, спасибо за наводку )))
( Уже сказали 8 — Хочу сказать )